Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.
Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время – принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.
В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей – судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).
День посещения у ранних пророков
В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.
Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем.
Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля – но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.
Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.
Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.
Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.
Амос
Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида – это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.
Осия
Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг – смерть – будет побеждена.
Михей
Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Исайя Иерусалимский
Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа – рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам – Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком – одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.
День Господень у пророков предпленной эпохи и плена
Софония: день трубы и бранного крика
В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.
Иезекииль
В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью – весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.
Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу
Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.
Захария: спасение для всех
Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.
День Господень у пророков эпохи Второго храма
В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.
Малахия: Бог пошлет Илию
В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).
Иоиль: День излияния Духа Божьего
Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4–5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни – пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне – спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень – это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.
Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзили Особое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу – эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа.
Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г , времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.
Даниил
В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».
Евангелие
С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель – тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.
Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.
Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос – то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.
Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.
Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других – в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, – говорит Христос, – то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.
Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.
Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».
Деяния
Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.
Послания
Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.
Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном – избавленном от зла и преображенном мире.
В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования – внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.
Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.
Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.
Апокалипсис: новое небо и новая земля
Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованым из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
А что говорили УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ Востока и Запада?
ОтветитьУдалитьЗнать бы и их мнение...